Содержание:


На главную
страницу


На персональную страницу

Что такое дедукция?

Курс лекций по логике и математике

Статья "С чем идет современная логика в XXI век?"

Книга "Феномен нового знания: постижение истины или сотворение мифа?"

Воспоминания Л.П. Крайзмера

Статья И.А. Рябинина по истории ЛВА

Гостевая книга
Принимаются любые жалобы и предложения, но лучше по теме сайта.




© Б.А. Кулик, 2006

Дизайн:
Н. Клейменова, 2005

2. ИНТУИЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ

       Термин "интуиция" в научной литературе имеет немало смысловых значений. Значения эти в основном относятся к различным аспектам интеллектуальной деятельности человека. Например философ М. Бунге, выделяя 10 наиболее частых словоупотреблений термина "интуиция", считает, что все эти значения охватывают "обычные способы восприятия и мышления, пусть даже некоторые из них и встречаются у ученых в более развернутом виде" [Бунге, 1967, стр.123].
       Но такой подход к интуиции не учитывает некоторые ее необычные свойства, а именно в этих свойствах как раз и заключена проблема интуиции. И для того, чтобы интуиция как предмет изучения больше не оставалась "кормушкой шарлатанов", этим необычным свойствам интуиции должно быть найдено рациональное объяснение.
       Под "интуицией" в настоящей работе понимается способность человека в короткое время, "скачком" находить решение сложных проблем, причем, как правило, этому решению не предшествует строго логическое дедуктивное умозаключение. Но идея, рожденная интуицией, не появляется спонтанно - ей предшествует предварительная сознательная напряженная мыслительная работа. В то же время результат интуиции часто имеет мало связи с направлением предварительных поисков решения, что еще больше мистифицирует ее. В дальнейшем "счастливчику", получившему от интуиции "указание" на готовое решение проблемы, еще предстоит это решение логически обосновать, что не всегда приводит к успеху. Например, известно высказывание Гаусса: "Мои результаты я имею уже давно, я только не знаю, как я к ним приду".
       Были случаи, когда сформулированные результаты "озарений" просуществовали века, прежде чем они получили должное признание, были логически обоснованы и нашли практическое применение. К ним, в частности, относятся предсказание Леонардо да Винчи возможности изготовления летательных аппаратов тяжелее воздуха, формулировка (правда, не совсем ясная) Роджером Бэконом закона постоянства состава и закона паев (кратных отношений ) в химии, предвидение Фрэнсисом Бэконом возможности создания судов для подводного плавания и возможности поддержания жизнедеятельности организма при удалении жизненно важных органов. Нам, жителям XXI века, эти предвидения кажутся заурядными, потому что они уже осуществлены на практике и стали неотъемлемой частью нашей сознательной жизни. Но в те времена подобные предположения воспринимались даже самыми образованными и умными людьми в лучшем случае как беспочвенная фантазия.
       Известно, например, что большая часть фантастических идей писателя Жюля Верна была впоследствии претворена в жизнь. Но в науке была также несомненной истиной система Птолемея, в соответствии с которой Солнце и планеты совершали сложные маневры относительно Земли, была научной истиной теория флогистона. Не исключено, что некоторые предположения о действительных обличьях дьявола, а также идея о возможности подсчета количества чертей, способных уместиться на острие иголки, так же явились результатом "озарения".
       Идеи, решения, рожденные интуицией, часто бывают настолько оригинальны и неожиданны, что, даже будучи строго обоснованы, не всегда находят должную поддержку у окружающих, которые с позиций общепринятых взглядов считают их безумными. В последнее время, правда, появился спрос на "безумные" идеи, и первооткрывателям уже нет оснований так зависеть от общественного мнения, как зависел от него Гаусс, который, имея обоснованные результаты по неевклидовой геометрии, не публиковал их, опасаясь "крика беотийцев". Но современный спрос на "безумные" идеи порождает многочисленные предложения не только в виде идей, совершенствующих наше познание. Многие идеи, несмотря на "безумность" и кажущуюся оригинальность, являются не более чем наукообразной мистификацией или просто модернизированным пересказом прежних ошибок и заблуждений.
       Иммануил Кант рассматривал интуицию как источник знания. Некоторые современные философы, видимо, следуя за его мыслью, не видели "алогизма" в том, чтобы рассматривать интуицию "как высший род знания, но знания все же интеллектуального" [Асмус, 1965].
       Алогизм все же есть. Определяя интуицию как высший род знания, нельзя забывать, что, хотя знание иногда и получается в результате "интуитивного озарения", но, тем не менее, вряд ли до этого "озарения" содержится в голове человека или где бы-то ни было в готовом виде, если только не является результатом осознанного или неосознанного плагиата. Интуиция - это не знание, а мыслительный процесс, который сам по себе уже после озарения либо вспоминается человеком в искаженном виде, либо не вспоминается совсем. В этот период человек находится в состоянии, напоминающем сильный стресс, когда многие стороны этого процесса происходят за пределами сознания и внимания. Интуиция, определенная как "источник знания" или "род знания" - это один из "идолов площади", которые как результат того, что "слова обращают свою силу против разума" (Ф. Бэкон), сковывают мышление человека, а в некоторых случаях направляют его мысль по неправильному пути. Такое определение интуиции можно также рассматривать как пример "неловкости" языка.
       Философ и ученый, как правило, начинает разработку какой-либо темы с общих определений понятий, которые имеют центральное значение в его исследованиях. Эти определения он либо выбирает из предшествующих работ, либо формулирует их своими словами. Неточное определение влечет за собой неточное понимание терминов (в некоторых случаях является следствием неправильного понимания), и дальнейшая разработка понятия производится под психологическим впечатлением этой неточности или ошибки, которая в конце концов в ходе развития мысли может приобрести катастрофический характер.
       В определении интуиции как "высшего рода знания" содержится психологическая установка либо на поиски вместилища готового знания, либо на поиски "априорного синтетического суждения", а не на поиски особенностей самого процесса, приводящего к новому знанию.
       Определение интуиции как "высшего рода знания" подготовлено исторически, ибо развитие этого понятия многими философами начиналось с подобных определений. Это определение оправдано психологически, потому что интуиция "навещает" человека неожиданно для него и вызывает необычайный эмоциональный подъем и напряжение творческих сил. Но такое "посещение", "откровение" является психологической иллюзией, потому что такие "озарения" необычны, сравнительно быстры во времени и не укладываются в привычные рамки формальной логики и дедуктивных умозаключений. Но если интуицию рассматривать как "род знания" объективно, то неизбежны либо иррациональное, либо мистическое, либо божественное толкование интуиции.
       Многими философами интуиция подразделяется на чувственную и интеллектуальную, но это подразделение часто производится недостаточно четко. Так, например, А.А. Налчаджян, говоря об интеллектуальной интуиции как о более высокой форме познания, чем чувственная интуиция, отождествляет чувственную интуицию с восприятием, которое в его определении является сложным познавательным процессом. "Если подойти к этой разновидности непосредственного постижения предметного мира научно, то она (чувственная интуиция -Б.К.) есть ничто иное как восприятие" [Налчаджян, 1972, стр. 48].
       Но что дает такое отождествление кроме того, что интеллектуальная интуиция подразумевается теперь уже как более высокая форма восприятия? Восприятие, которое, кстати, есть не самодостаточный познавательный процесс, а лишь первая ступень познавательного процесса, имеет с интуицией связь лишь в том смысле, что восприятие, как чувственный процесс отображения действительности, по мере накопления человеческих знаний направляется этими знаниями, многие из которых были открыты в результате интуитивного "озарения". Полноценным познавательным процессом восприятие становится в совокупности с представлением, которое есть уже преобразованный опытом и знаниями человека субъективный образ действительности. По характеру запоминания информация, полученная человеком в результате восприятия, фиксируется в краткосрочной памяти, представление же образуется в результате сложного процесса преобразования информации, после чего информация остается в долговременной памяти.
       Уже на стадии восприятия сигналы, характеризующие состояние внешнего мира, проходят своеобразный "фильтр". Информация, полученная с помощью восприятия, переходит в представление при участии дополнительного, часто неосознаваемого самим человеком мыслительного процесса, в котором отбрасываются несущественные детали и признаки воспринимаемого объекта. "Процесс деятельности, как показывают опыты, закрепляет качества, несущие смысловые черты данной деятельности. Не сами по себе форма, величина, цвет материала и средств деятельности (различных вещей), а их значение для данной деятельности и решение практической задачи определяют их сохранение в представлениях, так же как уже в этих опытах мы сталкиваемся с сочетанием образа и значения как структуры представления" [Ананьев, 1960, стр. 294). В восприятии образ предмета есть еще его подобие, в представлении же образ обогащается значением, т.е. смысловой необходимостью для той или иной деятельности, для того или иного понимания. Качества прообраза, не имеющие значения для человека, в дальнейшем воспроизводятся в памяти с большим трудом.
       Подсчитано, что количество информации воспринимается человеческим мозгом с интенсивностью 100 тысяч битов в секунду, и из этого потока подвергается сознательной обработке всего лишь 25-100 битов в секунду. Видимо, значительная часть информации распределяется по степени воспроизводимости в сознании при переходе из краткосрочной памяти в долговременную. Некоторые психологи считают, что процесс перехода информации из краткосрочной памяти в долговременную происходит только в некоторые периоды сна. Подтверждением тому, что этот процесс происходит постоянно, служит тот факт, что люди, перенесшие мозговую травму, как правило, не помнят событий, непосредственно предшествовавших несчастному случаю.
       Значительная часть информации, которую получает человек вполне осознанно, постепенно забывается, но не теряется полностью, а переходит в "скрытую" или "подсознательную" память. Но эта информация может появиться в сознании в результате сильного потрясения или под влиянием гипноза. Известен случай с болгарской женщиной, которая после поражения током находилась в шоковом состоянии и, придя в сознание, заговорила на английском языке, который она изучала в детстве и который она, как ей казалось, забыла.
       В гипнотическом состоянии взрослые люди могут вспомнить давно забытые подробности собственного детства, даже восстановить двигательные навыки (например, писать детским почерком, который оказывается идентичен почерку, который был у них в том возрасте).
       По какому же признаку (или комплексу признаков) целесообразно подразделять интуицию? В большинстве работ интеллектуальная интуиция рассматривается в связи с открытиями, представляющими значительные явления в науке. Следовательно, интеллектуальная интуиция относится к понятийному мышлению. Но интуиция, связанная с понятийным мышлением, проявляется не только в крупных научных открытиях. Интуитивный интеллектуальный процесс предшествует многим техническим изобретениям (философы и психологи, к сожалению, мало уделяют внимания изобретателям, а именно здесь они могли бы получить богатейший экспериментальный материал), результатом интуиции становятся порой глубокие философские обобщения, афоризмы, даже при творческом подходе к заранее запланированным экспериментам многие обобщения, связанные о написанием отчета, возникают в результате интуитивного "озарения".
       "Ничто так не поражает как собственное открытие. Даже если это уже тысячу раз открыто другими людьми" (Г. Бакланов). Многие такие открытия определяют судьбу многих людей. Человек от собственных открытий, найденных ранее другими людьми, переходит к решению более сложных проблем и, если не потеряет веру в себя, то может внести значительный вклад в науку. Эмоциональное воздействие собственных открытий на человека огромно. Гете, например, считал основным результатом своей творческой деятельности не литературные произведения, а обширную работу, в которой он изложил свои, далекие от общепринятых, взгляды на природу света.
       Многие исследователи среди внешних признаков интеллектуальной интуиции отмечают ярко выраженный "период инкубации". Этот период, как правило, предшествует "озарению", и в этот период человек непосредственно не занят решением основной проблемы: внимание его переключено на другой объект, или он находится в состоянии сна. Причем часто "руководящая идея" возникает именно в этот период, человек неожиданно и резко переключается на решение проблемы, наступает "озарение". Период инкубации имеет различную длительность: от нескольких часов до нескольких месяцев.
       Не случайно многие ученые, пережившие "озарения", советуют при сильном перенапряжении, связанном с бесплодным поисками решения, переключить внимание на другой объект, либо просто отдохнуть, заняться физической деятельностью. Не исключено, что решение "созреет" именно в эти периоды отвлечений.
       Известно много подобных случаев. Окончательный вариант периодической системы элементов Менделеев увидел во сне. Норберт Винер в своих воспоминаниях рассказывает о том, что идея создать оптический прибор для гармонического анализа возникла у него в сознании в тот момент, когда он находился в театре. [Винер,1964].
       Именно этот явно выраженный период инкубации предпочтительнее взять за основу при подразделении интуиции на чувственную и интеллектуальную. Очевидно, что этот период имеет непосредственное отношение к преобразованию информации при запоминании. Дело в том, что в период мыслительной работы все эмоциональные и понятийные аспекты, связанные с решением проблемы, находятся в краткосрочной памяти человека и в период инкубации переходят в долговременную память в преобразованном и в некоторых случаях в более удобном для решения виде. Одной из особенностей этого преобразования является частичное освобождение этой информации от активной эмоциональной нагрузки. Это преобразование информации человеком, как правило, не осознается. Кроме того, человек в своих первоначальных попытках решить проблему исходит из традиционных методов решения, которые он усвоил в период обучения, а в период инкубации сама проблема в сознании человека может изолироваться от традиционных методов ее решения, и эта изоляция происходит в тот момент, когда человек занимается деятельностью, непосредственно не связанной с решением данной проблемы.
       Простейший вид интуиции, чувственная интуиция (термин, очевидно, не совсем точный) проявляется чаще всего в деятельности, менее связанной с понятийным мышлением, в условиях недостатка времени для размышления (аварийная обстановка, необычная и достаточно сложная ситуация, постановка диагноза врачом в экстренных случаях и т.д.) Она может иметь и чисто понятийный характер, например, как необходимость молниеносно найти в острой эмоционально напряженной дискуссии остроумный и точный ответ.
       В некоторых случаях при достаточной новизне ситуации излишняя ее детализация и анализ либо затрудняют поиск решения, либо направляют процесс поиска по неверному пути. Решение таких проблем сопровождается эмоциональным напряжением, в некоторых случаях переходящим в стресс. Период инкубации либо неявно выражен, либо отсутствует вообще. Разумеется, напряженное эмоциональное состояние человека в таких ситуациях предполагает отсутствие или значительное ослабление чувства страха, скованности, неуверенности в себе - в противном случае интуиция "не работает".
       В этот период процесс мышления резко сокращается во времени не только за счет увеличения интенсивности мыслительной работы, но, очевидно, и за счет того, что процесс мышления приобретает итеративный, контрарный характер: после неглубокой предварительной оценки ситуации принимается предварительное решение и затем ищутся аргументы, опровергающие это решение. Если аргументы найдены, то принимается новое решение и так до окончательного варианта. Контрарность процесса мышления придает еще большее эмоциональное напряжение ситуации и вызывает дополнительный подъем творческих сил. Сильное эмоциональное напряжение часто способствует тому, что в памяти могут воспроизводиться необходимые сведения, которые в обычном состоянии человек мог бы и не вспомнить.
       В дальнейшем, если решение найдено удачно, происходит резкий спад эмоционального напряжения, для человека имеет преобладающее значение окончательный результат мыслительной работы, сам процесс мышления становится достоянием глубоких тайников "скрытой" памяти, а в сознании человека весь этот процесс представляется в гипертрофированном виде как неожиданное "озарение". В таких ситуациях самонаблюдение чрезвычайно затруднено и результаты самонаблюдения, как правило, сильно искажены. В случае неудачи процесс мышления вспоминается в виде беспорядочных колебаний от одного решения к другому.
       При оценке ситуации огромное значение имеет прошлый опыт человека и его знания, но вряд ли процесс мышления в такой обстановке сводится к простому перебору вариантов и к простому сопоставлению. Неудачи, как правило, приходят в тех случаях, когда в процессе мышления человек растерялся, поддался чувству страха и неуверенности, и, если он не отказывается от принятия решения, ему остается надеяться только на случайность.
       Интеллектуальная интуиция в отличие от чувственной, как уже было сказано, имеет более ярко выраженный период инкубации, больше связана с понятийным мышлением и поэтому имеет непосредственное отношение к научным открытиям. В дальнейшем под интуицией понимается именно интеллектуальная интуиция.

К оглавлению


 
Хостинг от uCoz